Разработка антикоррупционной политики.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В случае выявления коррупционного правонарушения, выразившегося в незаконном вознаграждении от имени юридического лица, организациям грозит штраф в размере от 1 млн. до 100 млн руб. и даже выше (ст. 19.28 КоАП РФ). Важно отметить, что размер ответственности, предусмотренный данной статьей, остается впечатляющим и вполне может стать чувствительным для любой крупной компании, а для средней - и вовсе привести ее к банкротству (верхний порог санкции составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения (но не менее 100 млн руб.) с обязательной конфискацией предмета правонарушения).

Кроме того, в целях улучшения статистики по сбору штрафов по ст. 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) органы прокуратуры активно применяют ст. 27.20 КоАП РФ, а именно прибегают к аресту имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

По данным Генеральной прокуратуры России, за 2019 г. к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП были привлечены 315 юридических лиц, а за начало 2020 г. - 57.

Значителен риск привлечения к уголовной ответственности за коррупционные проявления и физических лиц - от работников организации до руководства компании и ее бенефициаров.

Согласно сводной статистике силовых ведомств в 2019 г. число выявленных преступлений коррупционной направленности составило 30 991 (рост на 1,6% по сравнению с 2018 г.). По рассмотренным уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности в 2019 г. судами Российской Федерации вынесено 9803 обвинительных приговора (в 2018 г. - 10 684) в отношении 10 960 человек (11 732). Речь идет о персональной ответственности по ст. 290, 291 (получение и дача взятки должностному лицу), 291.1 (посредничество во взяточничестве), 291.2. (мелкое взяточничество), 204 (коммерческий подкуп), 204.1 (посредничество в коммерческом подкупе), 204.2 (мелкий коммерческий подкуп) УК РФ.

Наиболее часто нарушения законодательства о противодействии коррупции совершаются ООО. В случаях выявление фактов непринятия ими мер по предупреждению коррупции определение размера срока устранения выявленных нарушений соблюдения законодательства в сфере противодействия коррупции должно осуществляться по принципу их реальной выполнимости (невыполнимости). В частности, если ООО предписано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона в полном объеме, то в силу отсутствия в штате специальных сотрудников по предупреждению коррупции срок, необходимый организации для устранения выявленных нарушений соблюдения законодательства в сфере противодействия коррупции, не может быть коротким. Подготовка качественных документов - задача сложная и затратная даже для лиц, обладающих каким-либо опытом в данной сфере. Для этого потребуется не менее трех месяцев. В том случае, если организации предписано принять какую-то конкретную меру или эти меры направлены на устранение причин и условий уже совершенного правонарушения коррупционной направленности, то такой срок может быть сокращен, но не менее чем до одного месяца.

Согласно ч. 1 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. За невыполнение организациями обязанностей, предусмотренных ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ не предусмотрена административная ответственность, в то же время такое бездействие является нарушением законодательства о противодействии коррупции.

Судебная практика имеет множество примеров, когда организации проверялись на предмет нарушения порядка размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (нарушение требования п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", устанавливающего, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки). В решениях судов указывается, что в результате указанных нарушений создаются предпосылки для коррупционных проявлений сотрудниками предприятия, что противоречит требованиям ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ. Представляется необходимым подготовить рекомендации по минимуму антикоррупционных мер, которые должны разрабатывать и принимать в рамках ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ организации, в зависимости от их вида, тем самым исключить возможности самостоятельного выбора таких мер организациями.

Исходя из положений ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Неразработка и невнедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, непринятие соответствующих мер являются нарушением указанного Закона, что устанавливается в ходе прокурорской проверки, целью которой является оценка соблюдения законодательства о противодействии коррупции и при наличии оснований принятие мер прокурорского реагирования. Исходя из того, что организации в Российской Федерации имеют особенности (организационно-правовая форма; сфера деятельности; уровень бизнеса; численность работников и др.), требовать от всех организаций разработки и принятия всего перечня мер по предупреждению коррупции, которые указаны в ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ, представляется нецелесообразным и излишним. Вместе с тем каких-либо критериев выбора этих мер при конкретных ситуациях ни законодательно, ни правоприменительной практикой пока еще не выработано. В связи с этим представляется необходимым подготовить рекомендации по минимуму антикоррупционных мер, которые должны разрабатывать и принимать в рамках ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ организации, в зависимости от их вида, тем самым исключить возможности самостоятельного выбора таких мер организациями.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", проверкой исполнения законодательства о коррупции занимается прокуратура.

Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.

Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты, в том числе адвокаты, которые разбираются в вопросах антикоррупционного законодательства.

При разработке антикоррупционной политики должны учитываться:

  • оценки коррупционных рисков;
  • предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов;
  • внедрения антикоррупционных стандартов в рамках принимаемых кодексов должностного поведения;
  • стимулирования соблюдения антикоррупционной политики работниками;
  • проведения проверки контрагентов, включая антикоррупционный аудит;
  • внутреннего контроля и ведения бухгалтерского учета;
  • взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в целях противодействия коррупции.

Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними. Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует организация.

Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, - это конфликт интересов, а именно:

  • круг лиц, попадающих под действие положения о конфликте интересов;
  • принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в учреждении;
  • действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;
  • порядок декларирования (раскрытия) конфликта интересов;
  • определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений.

Вместе с тем важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:

  • этики и служебного поведения работников учреждения;
  • обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
  • иной оплачиваемой деятельность и владение ценными бумагами;
  • использования информации ограниченного доступа.

Необходимо отметить, что на комплексное полноценное построение в компании системы по противодействию коррупции направлена деятельность комплаенс антикоррупционного юридического мониторинга по созданию комплаенс-системы - корпоративной программы (политики) противодействия коррупции, которая внедряется в компанию посредством создания специальных положений и инструкций, основанных на действующем законодательстве.

Цели внедрения комплаенс антикоррупционного мониторинга:

Превентивные меры:

предотвращение правонарушений, фактическое снижение риска негативных последствий для компании и должностных лиц

Смягчение или отсутствие ответственности:

за правонарушения, совершенные сотрудниками компании

Рыночные преимущества:

рост репутации и goodwill компании, упрощение процедур антикоррупционных проверок (банки, тендеры крупных компаний и пр.).

Государство заинтересовано в том, чтобы каждая компания разрабатывала и внедряла комплаенс-систему, поскольку она способствует уменьшению количества правонарушений, повышению правовой культуры и социальной стабильности, а также снижению бюджетных затрат.

Компании получают свои плюсы от построения системы антикоррупционного комплаенса: повышение стабильности бизнеса и улучшение репутации организации, упрощение взаимоотношений с контрольно-надзорными органами. Комплаенс способен обезопасить учредителей и собственников компаний от внутрикорпоративного мошенничества, повысить привлекательность компании в глазах инвесторов и вовремя снизить выявленные регуляторные риски.

Есть способ устранить или хотя бы минимизировать риски возможной ответственности за коррупционные проявления:

  • принимать все возможные и зависящие от компании меры по предупреждению коррупции;
  • принять кодекс деловой этики и антикоррупционную политику;
  • выделить структурное подразделение (сотрудника), отвечающего за предотвращение коррупции;
  • отслеживать и устранять риски, в том числе решать конфликтные ситуации с контрагентами, партнерами и потребителями;

При сопровождении комплаенс-проектов советую обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Антикоррупционные меры следует принимать в полном объеме независимо от размера организации.
  • Антикоррупционные локально-нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в полном соответствии с корпоративными процедурами и согласованиями, предусмотренными учредительными документами компании. При этом механизмы внедрения антикоррупционной политики должны быть практически реализуемы.
  • Нельзя недооценивать вопросы антикоррупционного характера при работе с персоналом.
  • Необходимо в обязательном порядке разработать систему проверки потенциальных сотрудников при принятии их на работу.
  • Все работники предприятия должны быть ознакомлены под роспись с антикоррупционными политиками и регламентами.
  • Необходимо проводить обучающие тренинги и семинары, чтобы работник четко знал необходимые антикоррупционные требования и понимал алгоритм действий в этически сложных ситуациях.
  • Уделить внимание работе с контрагентами компании, внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную антикоррупционную и корпоративную проверку закупочных и конкурсных процедур.
Joomla SEF URLs by Artio