Обжалование актов, предписаний и протоколов Роспотребнадзора.

Основанием для проведения любой проверки Роспотребнадзора является распоряжение (приказ) государственного санитарного врача Роспотребнадзора о проведении проверки в отношении организации или предпринимателя.

Если о нарушениях говорится в поступивших Роспотребнадзор частных обращении, жалобе - еще до издания распоряжения ведомство организует так называемую предварительную проверку поступившей информации (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017): проводит мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым, изучает имеющиеся у себя документы, и даже может запросить (в том числе устно, по телефону) какие-то сведения и пояснения у того самого лица, на действия которого поступила жалоба. Но поскольку это всего лишь предварительная проверка, отвечать Роспотребнадзору на запрос необязательно (однако это может быть в интересах самого лица - объекта предварительной проверки). Если предварительная проверка выявила достаточное количество данных, указывающих на нарушение обязательных правил, то подготавливается представление о назначении внеплановой проверки, а затем - обычное распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Если в ходе документарной проверки обнаружились ошибки, противоречия и несоответствия в изученных документах (в том числе представленных по запросу), Роспотребнадзор сообщает об этом проверяемому лицу, которое в течение 10 рабочих дней должно представить необходимые письменные пояснения и вправе, дополнительно, представить уместные, по его мнению, документы (ч. 8 и ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 47 Регламента N 764). После рассмотрения пояснений (и новых документов) Роспотребнадзор, если установит признаки нарушения обязательных требований, вправе провести выездную проверку (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, абз. 3 и 4 п. 47 Регламента N 764).

Выездная проверка проходит по месту нахождения проверяемого лица.

Проверяющие сотрудники Роспотребнадзора обязательно предъявляют:

  • во-первых, служебные удостоверения сотрудников Роспотребнадзора,
  • во-вторых, копию распоряжения о проведении проверки Роспотребнадзора
  • а в-третьих, копию решения прокуратуры о согласовании проверки Роспотребнадзора. (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ) (в случае внеплановой проверки, которая подлежит такому согласованию).

Затем проверяемая Роспотребнадзором организация, ИП знакомится с :

  • полномочиями должностного лица Роспотребнадзора, проводящего проверку;
  • целями, задачами, основаниями проведения проверки Роспотребнадзора;
  • видами и объемом мероприятий по надзору;
  • составом экспертов, привлекаемых к проверке Роспотребнадзором;
  • сроками и условиями ее проведения.

Проверяемое лицо обязано пропустить проверяющих на свою территорию и дать возможность все осмотреть (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Если проверяющие не будут допущены к осмотру, то поверяемое лицо и его конкретные виновные сотрудники рискуют быть наказанными по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Правда, осмотр жилых помещений возможен только с согласия проживающих там лиц (ст. 25 Конституции РФ, абз. 5 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ). Иногда выездная проверка фактически не может быть проведена из-за отсутствия руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность. В таком случае Роспотребнадзор составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин. Этот акт дает Роспотребнадзору право в течение ближайших трех месяцев явиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

Проводить проверку вправе только то должностное лицо, которое указано в распоряжении о проведении проверки, только на основании этого распоряжения и только во время исполнения им служебных обязанностей (п.п. 3, 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, п. 3 и 4 п. 7 Регламента N 764).

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней, а для выездных плановых проверок малых и микропредприятий существует специальное ограничение в 50 и 15 часов в год, соответственно (ч. 1 и 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 16, п. 18 Регламента N 764). Если появилась необходимость в увеличении срока выездной плановой проверки, то он может быть продлен должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным подписывать распоряжения о проведении проверки (не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 50 и 15 часов соответственно, см. ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ) на основании мотивированных предложений тех сотрудников Роспотребнадзора, которые эту проверку и проводят (п. 20 Регламента N 764). Продление срока проведения документарной и продление срока проведения внеплановой проверки не допускается (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Выездные плановые проверки малых и микропредприятий, кроме того, можно приостанавливать на срок не более 10 рабочих дней, если Роспотребнадзор запросил необходимые доля проведения проверки документы у иных органов госвласти и МСУ в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). В период приостановления плановой выездной проверки Роспотребнадзор не вправе проводить какие-либо мероприятия на территории предприятия в связи с этой проверкой (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

О проведении плановой проверки предприниматель и организация обязательно уведомляются (не позднее чем за 3 рабочих дней до начала) путем направления копии распоряжения о проверке, в т.ч. по электронной почте (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Уведомление о внеплановой проверке предусмотрено не для любой такой проверки, причем Роспотребнадзор предупреждает о ней за 24 часа любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

При проведении проверки должностному лицу Роспотребнадзора запрещено:

1) запрещено проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям Роспотребнадзора (п. 1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 57 Регламента N 764);

2) запрещено проводить выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта (за исключением внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением в Роспотребнадзор информации о фактах таких нарушений, которые причиняют вред жизни, здоровью людей, окружающей среде, а также в связи с природным или техногенным ЧС (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 57 Регламента N 764).

В то же время проведение проверки в отсутствие (должным образом извещенных) руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта не является грубым нарушением требований организации и проведения проверки и не влечет отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ; постановление Восьмого ААС от 04.02.2013 N 08АП-10769/12). Речь идет о случаях, когда отсутствие указанных лиц не влечет невозможности проведения проверки. Это связано с тем, что ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ обязывает проверяемую организацию обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей.

Внимание

Если отсутствие руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта при проведении проверки вызвано тем, что Роспотребнадзор не известил их о проверке должным образом, хотя обязан был это сделать, то результаты такой проверки могут быть отменены по заявлению организации (предпринимателя): нарушение требований ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в части срока уведомления о проведении проверки.

3) запрещено затребовать документы, информацию, образцы продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также запрещено изымать оригиналы таких документов (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 57 Регламента N 764). С 1 июля 2016 года запрещено требовать представления документов и информации, включенных в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);

4) запрещено отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами (п. 4 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 57 Регламента N 764);

5) запрещено распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (п. 5 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 5 п. 57 Регламента N 764);

6) запрещено превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 6 п. 57 Регламента N 764);

Внимание

Нарушение должностным лицом Роспотребнадзора установленного срока проведения проверок, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, являются грубыми нарушениями требований организации и проведения проверки, влекущими за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

7) запрещено взимать плату с проверяемых лиц платы за проведение проверки, а также отдельных мероприятий по контролю, проводимых в ее рамках (п. 7 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 22 Регламента N 764);

8) запрещено проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, либо необязательных к применению нормативных документов, а также требований, установленных не опубликованными должным образом правовыми актами (п.п. 1.1, 1.2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

По результатам проверки должностное лицо Роспотребнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах, один его экземпляр с копиями приложений вручается уполномоченному должностному лицу проверяемого объекта под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки

По результатам каждой проведенной Роспотребнадзором проверки составляется Акт. По общему правилу Акт проверки составляется непосредственно по окончании проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ), однако если для его составления необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). К акту проверки прилагаются заполненные чек-листы, если они использовались при проведении проверки.

Акт проверки вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо (если такое лицо отсутствует, отказывается дать расписку в ознакомлении, расписку об отказе с ознакомлением) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 2 п. 63 Регламента N 764).

Затем должностное лицо оставляет запись о проведенной проверке в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 65 Регламента N 764).

Если в ходе проведения проверки нарушений не выявлено, то составляется только акт проверки. Если же по результатам проверки выявлены нарушения обязательных требований, к акту проверки прилагается соответствующее предписание Роспотребнадзора.

В течение 15 дней после получения акта проверки проверяемое лицо вправе представить в орган Роспотребнадзора свои возражения по акту проверки (как в отношении акта целиком, так и в отношении его отдельных положений) или по выданным предписаниям (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 82 Регламента N 764). Такое возражение и обосновывающие документы могут быть поданы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Если в результате проверки выявились нарушения обязательных требований, Роспотребнадзор обязан выдать предписание об устранении нарушения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 68 Регламента N 764).

Кроме этого, он будет обязан принять меры по привлечению виновных к ответственности (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 76 Регламента N 764). Это значит, что Роспотребнадзор возбудит дело об административном правонарушении, а впоследствии вынесет постановление по делу об административном правонарушении (либо направит документы в другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции).

Дополнительно Роспотребнадзор вправе вынести представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП).

Кроме того, Роспотребнадзор проконтролирует, устранены ли выявленные нарушения. С этой целью будет проведена уже новая, внеплановая, проверка на основании истечения срока ранее выданного предписания. Она организуется, как правило, не позднее одного месяца со дня окончания срока, в течение которого адресат предписания должен был известить Роспотребнадзор о его выполнении (п. 71 Регламента N 764).

Если при проведении проверки было установлено, что деятельность проверенного лица (эксплуатация им зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые им товары, выполняемые работы, оказываемые услуги) представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС, или такой вред причинен, Роспотребнадзор обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности структурных подразделений данных лиц, эксплуатируемых ими объектов, осуществления отдельных видов деятельности (в порядке, установленном ст. 27.16 КоАП РФ), отзыву опасной продукции из оборота (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 72 Административного регламента N 764).

Если в результате проверки выявились нарушения обязательных требований, то Роспотребнадзор обязан не только выдать предписание, но и принять меры по привлечению виновных к ответственности - возбудить дело об административном правонарушении и рассмотреть его либо отправить по подсудности, направить, при необходимости, информацию в другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции (ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 76 Регламента N 764). Кроме того, Роспотребнадзор определит срок, по истечении которого будет проведена внеплановая проверка (по контролю за исполнением ранее выданного предписания) (п. 71 Регламента N 764).

Возбуждение дела об административном правонарушении начинается с составления должностным лицом Роспотребнадзора протокола об административном правонарушении (пп. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Должностные лица Роспотребнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях как о нарушениях в сферах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (ч. 1 ст. 28.3 и ст.ст. 23.13, 23.49 КоАП РФ), так и в сфере проведения проверок: например, о невыполнении в установленный срок предписания Роспотребнадзора, о неповиновении законному распоряжению, требованию должностного лица Роспотребнадзора (по составам, предусмотренным п. 19 и п. 63 ч. 2, а также ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, выявленным Роспотребнадзором  установлен главой 29 КоАП РФ.

Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверенного лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан (или вред уже причинен), Роспотребнадзор обязан незамедлительно:

- принять меры для недопущению вреда или его прекращения - вплоть до временного запрета деятельности организации или предпринимателя (в порядке, установленном КоАП РФ) (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 72 Регламента N 764);

- принять меры по отзыву из оборота опасной продукции (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 72 Регламента N 764);

- принять меры по доведению до всеобщего сведения информации о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 72 Регламента N 764).

Обжалование акта проверки Роспотребнадзора.

Обжаловать в суде акт проверки не имеет смысла, поскольку акт проверки не является ненормативным правовым актом (не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, в отношении которого они изданы, и не направлен на возникновение, изменение или прекращение определённых правовых последствий, носит информационный характер, констатирует результаты проверки). Производство по указанным заявлениям суд прекращает на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ

Обжалование предписания Роспотребнадзора.

Гораздо более эффективно судебное обжалование предписаний, выданных Роспотребнадзором. Обращаться в суд следует в течение трех месяцев со дня получения предписания (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Подача возражений в Роспотребнадзор в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение трехмесячного срока на обращение в суд.

При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять (п. 3 ст. 54 Закона N 52-ФЗ). Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Исключение предусмотрено для предписаний, выданных Роспотребнадзором в области защиты прав потребителей. Исполнение таких предписаний, в случае их обжалования в арбитражный суд, приостанавливается автоматически на весь срок разбирательства (п. 5.1 ст. 40 ЗЗПП), но только если жалоба подана не позднее срока исполнения предписания, ибо в этом случае у Роспотребнадзора уже появятся вполне законные основания для проверки исполнения предписания, даже если оно обжалуется (постановление Одиннадцатого ААС от 02.02.2016 N 11АП-18641/15).

Обжалование осуществляется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по адресу органа Роспотребнадзора, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ). При подаче этого заявления уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей - для физических лиц и 3000 рублей - для организаций (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

Роспотребнадзор будет обязан доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК).

В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Обжалование постановления Роспотребнадзора о назначении административного наказания.

Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.2, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока обжалования он по ходатайству жалобщика может быть восстановлен судьей (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). Об удовлетворении или отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится мотивированное определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).

Внимание

Согласно КоАП РФ постановление о назначении административного наказания нельзя одновременно обжаловать всеми возможными способами. Если жалоба на такое постановление поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Жалоба на постановление рассматривается судом в двухмесячный срок (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ, ст. 210 АПК РФ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обжалуют постановление Роспотребнадзора о назначении административного наказания по большинству составов в арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) по правилам, установленным статьями 207 - 211 АПК РФ. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Внимание

Сложилась многолетняя практика обжалования в арбитражный суд любых постановлений Роспотребнадзора, вынесенных в адрес коммерческих организаций и предпринимателей. Указанную позицию поддерживали, в том числе, суды общей юрисдикции (см. решение ВС Республики Карелия от 15.11.2013 по делу N 21-221/2013). Однако Верховный Суд РФ настаивает, что обжалование постановлений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ». В последнее время арбитражные суды активно поддерживают эту идею и прекращают дела об обжаловании постановлений по ст.ст. 6.3 - 6.7, 6.24, 6.25 КоАП РФ в связи с неподведомственностью.

Поэтому за обжалованием постановлений по указанным составам необходимо обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано в вышестоящий арбитражный (апелляционный) суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ). Если в суде одновременно обжаловались и постановление, и предписание Роспотребнадзора, то срок апелляционного обжалования такого решения составит 1 месяц после его принятия.

Судебное обжалование постановления Роспотребнадзора

Сложилась многолетняя практика обжалования в арбитражный суд любых постановлений Роспотребнадзора, вынесенных в адрес коммерческих организаций и предпринимателей. Указанную позицию поддерживали, в том числе, суды общей юрисдикции (решение ВС Республики Карелия от 15.11.2013 по делу N 21-221/2013).

Однако Верховный Суд РФ настаивает, что обжалование постановлений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", также см. постановления ВС РФ от 01.10.2014 N 304-АД14-841 и от 29.09.2014 N 303-АД14-450). В последнее время арбитражные суды активно поддерживают эту идею и прекращают дела об обжаловании постановлений по ст.ст. 6.3-6.7, 6.24, 6.25 КоАП РФ в связи с неподведомственностью (постановления АС Северо-Западного округа от 04.05.2017 N Ф07-3190/17 и от 07.12.2016 N Ф07-10859/16, АС Московского округа от 11.11.2016 N Ф05-17609/16, АС Волго-Вятского округа от 27.07.2016 N Ф01-2804/16 и от 23.05.2016 N Ф01-1753/16).

Поэтому за обжалованием постановлений по указанным составам необходимо обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование в арбитражном суде

Обжалование начинается с подачи заявления об оспаривания постановления Роспотребнадзора. В числе прочих сведений в нем обязательно указываются (ч. 1 ст. 209 АПК РФ): название, номер и дата постановления; нарушенные постановлением законные права и интересы заявителя; основания, по которым он оспаривает, и его требования (о признании незаконным и отмене полностью или в части, либо об изменении). Однако суд не будет связан доводами этого заявления и проверит дело в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

Заявление подается в арбитражный суд по адресу заявителя либо по адресу органа Роспотребнадзора, которым принято оспариваемое постановление (ч. 1 ст. 208 АПК РФ, п. 3 ч. 1 ст 30.1 в совокупности с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Подать заявление нужно в течение 10 дней со дня его получения (ч. 2 ст. 208 АПК, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Госпошлину платить не нужно (ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Копию заявления необходимо отослать в Роспотребнадзор (ч. 2 ст.209 АПК РФ).

Дело будет рассмотрено в течение двух месяцев единолично судьёй арбитражного суда (ч. 1 ст. 210 АПК РФ). При этом Роспотребнадзору нужно будет доказать перед судом событие и состав правонарушения (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

В зависимости от обстоятельств, по делу будет принято решение:

- о признании постановления незаконным и отмене полностью или в части, либо

- об изменении постановления, либо

- об отказе в удовлетворении требования заявителя (ч.ч. 2, 3 ст. 211 АПК РФ).

Это решение арбитражного суда можно обжаловать. Для этого необходимо подать в соответствующий апелляционный арбитражный суд апелляционную жалобу (ч. 4.1 ст. 206, ч.ч. 5, 5.1 ст. 211 АПК РФ). Если в суде одновременно обжаловались и постановление, и предписание Роспотребнадзора, то срок апелляционного обжалования такого решения составит 1 месяц после его принятия (ч. 1 ст. 259 АПК РФ, определение Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 307-АД16-20892).

Обжалование постановления Роспотребнадзора в суде общей юрисдикции

Процедура рассмотрения в районному суде жалобы на постановление по делу об административном правонарушении детально описана ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ. Жалоба на постановление Роспотребнадзора подается в срок не позднее 10 суток со дня получения копии обжалуемого постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалоба подается в районный суд по месту совершения правонарушения (п. 3 ч. 1 ст 30.1 в совокупности с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Государственную пошлину платить не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Дело будет рассмотрено судом в течение двух месяцев со дня поступления жалобы со всеми материалами дела (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ), разбирает дело единолично судья райсуда (ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ).

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы на постановление суд выносит одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):

- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение наказанного лица;

- об отмене постановления и о прекращении производства по делу по мотивам малозначительности проступка (ст. 2.9 КоАП РФ), обстоятельств, при которых производство по делу невозможно (ст. 24.5 КоАП РФ), а также при недоказанности;

- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, в Роспотребнадзор, если ранее по делу была серьезно нарушена процедура, предусмотренная КоАП РФ;

- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочным органом, должностным лицом Роспотребнадзора (например, назначено наказание по "чужой" статье КоАП РФ).

Указанное решение судьи, в свою очередь, также может быть обжаловано в вышестоящем суде (ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ) в описанном выше порядке (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).

Если указанное решение суда и постановление Роспотребнадзора уже вступили в законную силу, то обжаловать их можно (ст. 30.12 КоАП РФ) только в кассационном суде общей юрисдикции (ч. 1 ст. 30.13 КоАП РФ), где их пересматривают председатели указанных судов и их заместители, либо судьи - по поручению председателя (ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ).

Joomla SEF URLs by Artio