Адвокат по административным правонарушениям (КоАП РФ)

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость, а которым также обычно добавляется общественная опасность (вредность).

Виновность в любом случае является обязательным признаком административного правонарушения. Это означает, что являющееся административным правонарушением деяние совершается при наличии вины. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние (даже противоправное) административным правонарушением. Статья 1.5 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а пункт 3 ст. 26.1 КоАП РФ - что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина может выступать в двух формах - в форме умысла и в форме неосторожности. При этом формы вины учитываются только применительно к установлению вины физических лиц (в том числе должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.). При определении вины юридических лиц формы вины учету не подлежат.

Выделяют два вида умысла - прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий. Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия) и, во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий. Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий. Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом. Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а только их потенциальной возможности.

Установление умышленной формы вины является обязательным в случаях, когда КоАП РФ предусматривается ответственность только за умышленно совершенное правонарушение. Так, например, статья 5.14 предусматривает ответственность только за умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы; статья 7.17 - за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба; статья 17.7 КоАП РФ - за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В рамках производства по делу об административном правонарушении полиция вправе задержать гражданина, принудительно привезти его в отделение полиции, составить там же протокол об административном правонарушении и дополнительно продержать несколько часов. В терминах КоАП РФ это называется административным задержанием, то есть кратковременным ограничением свободы гражданина (ст. 27.3, п. 1 ч. ст. 27.1 КоАП РФ, п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции). Кратковременным оно является в сравнении со сроками задержания преступников и подозреваемых в совершении преступлений.
Никакого разрешения (судьи или прокурора) на административное задержание полицейским не требуется!
Согласно ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать 3 часа (срок начинает течь с момента доставления в отделение полиции, см. ч. 4 ст. 27.5 и п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, ч. 4 ст. 14 Закона о полиции). Нахождение лица в полицейском автомобиле - еще не задержание (см. определение Кемеровского облсуда от 20.01.2015 по делу N 33-13189/2014).

Однако срок задержания может быть и гораздо более длинным - до 48 часов, - если:

- необходимо установить личность задержанного и иные обстоятельства, при этом вменяемое правонарушение подпадает под определённую категорию (нарушение таможенных правил, нарушение режима Государственной границы РФ либо порядка пребывания в РФ, а также любое правонарушение, если оно совершено во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ (ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ);

- либо лицо задержано в связи с таким правонарушением, которое в качестве наказания предусматривает административный арест или административное выдворение за пределы РФ (ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ). Однако само по себе совершение такого правонарушения не является основанием к задержанию!

Административное задержание применяется в исключительных случаях: только если без задержания невозможно установить обстоятельства совершенного деяния, правильно и своевременно рассмотреть дело либо исполнить постановление по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ) и только если есть конкретные достаточные основания считать его необходимой и соразмерной мерой для обеспечения производства по данному делу об административном правонарушении (п. 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П).

Конкретные мотивы должны быть указаны в протоколе задержания (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ). В частности, не допускается задерживать гражданина только для обеспечения явки в суд, если у полиции нет данных о намерениях задержанного уклониться от такой явки (постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 11.04.2005 N 7-АД04-2, определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 28.05.2015 по делу N 33-330/2015), а равно если задержанный был впоследствии отпущен полицией и не доставлялся к судье (определение ВС Республики Карелия от 14.04.2015 по делу N 33-1430/2015, ВС Республики Коми от 14.05.2015 по делу N 33-2178/2015). Если гражданина задержали за неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ), то в протоколе задержания и/или в протоколе административного правонарушения должны быть указаны те распоряжения и требования полиции, которые не выполнил правонарушителе.
С другой стороны, бывает, что дело об административном правонарушении, в связи с которым задерживалось лицо, затем прекращается за отсутствием события или состава правонарушения. В таком случае прекращение дела само по себе не значит, что задержание было незаконным, - если имелись достаточные основания полагать, что применение данной принудительной меры.
От административного задержания следует отличать доставление - принудительное препровождение правонарушителя в отделение полиции для составления протокола об административном правонарушении, в случаях, когда этот протокол невозможно составить на месте (ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). После составления протокола доставленного либо отпускают, либо задерживают уже в помещении полиции, о чем составляют протокол задержания (ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ).
Полицейские вправе задержать лицо в связи с совершением им любых правонарушений:
- во-первых, таких, протоколы о которых вправе составлять сами сотрудники полиции (п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ);
- во-вторых, любых других правонарушений по "чужой" подведомственности, если в полицию с просьбой о задержании обратилось должностное лицо соответствующего органа, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).
Теоретически административное задержание можно осуществить в связи с любым правонарушением, даже из-за перехода улицы в неположенном месте. Однако самым "любимыми" полицейскими поводами к задержанию являются статьи 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), ч. 1 ст. 20.25 (неуплата административного штрафа в срок) и ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законным требованиям полиции). Причем вменить ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ достаточно легко, ибо в таком случае вся доказательственная база зачастую сводится к рапортам полицейских о том, что задержанный вел себя вызывающе, хватался за одежду, отказался проследовать в служебный автомобиль, на требования прекратить противоправное поведение не реагировал (постановления Муромского горсуда Владимирской области от 01.04.2015 по делу N 5-151/2015, Зимовниковского райсуда Ростовской области от 04.03.2014 по делу N 5-23/2014); суд указывает, что оснований не доверять сотрудникам полиции у него нет и критически относится в заявлениям задержанного о том, что дело было не так.

Осуществлять задержание могут те же сотрудники полиции, которые уполномочены на составление протоколов об административном правонарушении приказом МВД России от 30.08.2017 N 685 "О должностных лицах системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (см. ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ, п. 2 приказа N 685).

Внимание
Административное задержание проводится без участия понятых (ч. 2 ст. 25.7 и гл. 27 КоАП РФ, см. также вопрос N 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г.).

Задерживая гражданина, сотрудник полиции обязан (ч. 3 ст. 14 Закона о полиции, ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ, абз. 3 п. 2.2 определения Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 N 2392-О):

1. Представиться (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить (по требованию) служебное удостоверение.

2. Сообщить причину, основания и цель задержания.

3. Разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, а именно:

- его право на незамедлительную юридическую помощь (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, ч. 5 ст. 14 Закона о полиции, ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ),

- право на услуги переводчика (ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, ч. 5 ст. 14 Закона о полиции),

- право на уведомление родственников и близких лиц о факте его задержания (ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ), включая право на один "неприватный" телефонный звонок в присутствии сотрудника полиции (ч. 7 ст. 14 Закона о полиции),

- право на отказ от дачи объяснения (ст. 51 Конституции РФ, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).

Об административном задержании составляется специальный протокол (ст. 27.4 КоАП РФ, ч. 14 ст. 14 Закона о полиции).

Задержанное лицо отправляют (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ) в специально отведенное для этого помещения (КАЗ, или комната (камера) административно задержанных). Условия содержания в КАЗе определены специальным Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627.

Кроме того, Закон о полиции (ч. 6 ст. 14) требует проведения административного личного досмотра задержанного и находящихся при нем вещей (см. также п. 188 Административного регламента N 664, п. 9 Наставления оперативному дежурному, утв. приказом МВД РФ от 30.04.2012 N 389, далее - Наставление N 389). Досмотр проводится в присутствии понятых - это единственный эпизод участия понятых, (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ), о нем вносится запись в протокол задержания (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ, п. 195 Административного регламента N 664). Если задержанный не помещается в КАЗ (например, доставка в суд в будет производиться в самое ближайшее время), досмотр может и не проводиться.
Если во время досмотра при задержанном будут обнаружены орудия или предметы административного правонарушения, или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, то все они будут изъяты в присутствии вышеупомянутых понятых (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ).
Как правило, административно задержанный остается в КАЗ ненадолго (во всяком случае, в качестве именно задержанного, а не подвергнутого административному аресту). В самое ближайшее время задержанного препроводят к судье для разбирательства по его административному делу, поскольку такое дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ), и поскольку скорейшего направления требуют ведомственные акты МВД России (см. п. 19 Наставления N 389). В любом случае, по истечении 48 часов, проведенных в КАЗ, в отсутствие судебного решения полиция обязательно отпустит человека на свободу (поскольку этого требует ч. 1 ст. 14 Закона о полиции; а кроме того, полицейские очень боятся прокурорских проверок за законностью нахождения задержанных лиц в КАЗ).
Полномочия полиции в административном производстве закреплены в двух федеральных законах: Законе о полиции и КоАП РФ. Согласно п.п. 2 и 5 ч. 1 ст. 2, п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, полиция обязана пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам о подведомственных административных правонарушениях. Поэтому полицейские вправе проводить проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), обязаны незамедлительно прибывать на место совершения административного правонарушения и документировать его обстоятельства (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), вызывать в полицию граждан и должностных лиц, а также получать необходимые объяснения, справки, документы и их копии (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), проверять документы у лиц, в отношении которых имеется повод для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст.ст. 28.3, 27.1 и 23.3 КоАП РФ); в том числе задерживать административных правонарушителей (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции, ст. 27.3 КоАП РФ).
Однако эти полномочия распространяются только на такие правонарушения, по которым именно полиция вправе составлять протоколы об административном правонарушении (ст.ст. 27.1, 28.3 КоАП РФ).
При этом различные сотрудники полиции имеют различные полномочия в отношении конкретных правонарушений. Перечень полицейских должностей и конкретных соответствующих им полномочий закреплен в частях 2 и 3 ст. 23.3 КоАП РФ и приказе МВД России от 30.08.2017 N 685 (далее - Приказ N 685).
Для того, чтобы убедиться, что конкретный полицейский, составляющий административный протокол, не превысил свои полномочия, следует:
- уточнить должность и название подразделения, в котором служит сотрудник полиции;
- уточнить номер статьи КоАП РФ, которая предусматривает вменяемое правонарушение;
- обратиться к Приказу N 685 и свериться с Перечнем.
Если протокол составлен неуполномоченным сотрудником полиции, то суд (или иное лицо, рассматривающее дело по существу) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынесет определение о возвращении протокола обратно (определения Ленинского райсуда г. Владимира Владимирской области от 25.08.2014 по делу N 5-710/2014, Намского райсуда Республики Саха (Якутия) от 14.05.2014 (противоположный вывод - решение Мичуринского горсуда Тамбовской области от 17.01.2013 по делу N 12-7/2013), постановление Отрадненского райсуда Краснодарского края от 11.01.2014). Такое определение исключает возможность дальнейшего движения дела и не может быть обжаловано полицией (абз. 6 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Почему важно знать, какие конкретно составы КоАП РФ подведомственны каким именно сотрудникам полиции? Потому что если сотрудник полиции вправе составлять протокол о конкретном административном правонарушении, то по этому же правонарушению он вправе проводить административное расследование (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ), а также применять меры обеспечения (то есть проводить осмотр помещений (ст. 27.8 КоАП РФ), изымать вещи и документы (ст. 27.10 КоАП РФ), арестовывать товары (ст. 27.14 КоАП РФ) и т.п.
Вышесказанное относится к обычным сотрудникам полиции. Однако кроме них в полиции могут служить и полицейские стажеры - согласно ст. 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" лицо, поступающее на службу в полицию, на период испытательного срока назначается стажером на соответствующую должность. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью и условиями трудового договора. Согласно ст. 32 Закона о полиции стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определённом МВД России. Порядок привлечения сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, установлен приказом МВД России от 15.08.2011 N 942. Согласно абз. 2 п. 10 указанного Порядка, стажеры не вправе самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушениях
Сотрудники полиции уполномочены проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
При этом сам виновник вправе давать объяснения, но не обязан этого делать (ч. 1 ст. 25.1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ). Если он откажется сообщать известные ему по делу сведения, то никакой ответственности за это не понесет. Если он добровольно дает объяснения, то полицейский предварительно должен разъяснить ему следующие права: на отказ от показаний и объяснений, а также право не свидетельствовать против себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ). Прямо это в КоАП РФ нигде не закреплено, но вытекает из систематического толкования ряда его статей; нарушение указанного правила влечет невозможность использования полученных объяснений в качестве доказательств (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Кроме того, правонарушитель не предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных объяснений: такая ответственность не предусмотрена ст. 17.9 КоАП РФ, которая используется в производстве по делам об административных правонарушениях; предупреждать правонарушителя по административному делу об уголовной ответственности (ст.ст. 307-308 УК РФ) вообще недопустимо.
Для оказания квалифицированной юридической помощи правонарушителю в дело может вступить защитник (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ). Защитником может быть любое лицо вообще, и адвокат в частности (ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ). Защитник безусловно может участвовать в отборе объяснений, однако только после возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ). Следовательно, в большинстве случаев (когда объяснения отбираются на стадии рассмотрения материалов - поводов к возбуждению дела, см. ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ) присутствие и содействие адвоката возможно только с согласия сотрудника полиции. В ситуации, когда полицейский отказывает правонарушителю в помощи адвоката, целесообразно, возможно, отказаться от объяснений в данный момент и дать их позже, когда дело будет возбуждено. Однако в протоколе об административном правонарушении следует сделать пометку о мотивах отказа от объяснений, например: "на меня оказывалось сильное психологическое давление, полиция не разрешила пользоваться помощью адвоката, я сам плохо представляю объем своих прав, поэтому объяснения будут представлены мною позже".
Объяснения правонарушителя, как правило, не оформляются отдельным документом, а вносятся в протокол об административном правонарушении (протокол о применении меры обеспечения по делу, протокол рассмотрения дела). В некоторых случаях, однако, составляется отдельный документ (он так и называется: объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ХХ КоАП РФ), в котором указываются данные, позволяющие идентифицировать конкретное дело, по которому и представлены данные объяснения. Это не является нарушением КоАП РФ (см. ч. 2 ст. 26.3). Кроме того, указанное лицо вправе самостоятельно изложить свои показания на бумаге и представить этот документ сотруднику полиции (ч. 1 ст. 26.3 КоАП РФ)
Лицо, в отношении которого возбуждается или возбуждено производство, обязано являться по вызовам сотрудника полиции, в противном случае ему грозит ответственность по ст. 17.7 (если дело уже возбуждено) или ст. 19.3 КоАП РФ (если еще нет). Кроме того, у полиции имеется право на доставление (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Это принудительное препровождение в ОВД физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении. Поэтому неявка по вызову полиции может обернуться принудительной поездкой по тому же адресу, да еще и в сопровождении недружественно настроенных стражей порядка.

 

Joomla SEF URLs by Artio